В толковом словаре Ожегова «Знание» — это:
1) а) Обладание какими-л. сведениями, осведомленность относительно кого-либо, чего-либо б) Владение какими-либо практическими навыками, умениями.
2) а) Проверенный практикой результат постижения действительности, ее отражение в сознании человека. б) Система сведений о закономерностях развития природы, общества, мышления и т.п.; наука.
Латинская мудрость гласит: «Предупреждён — значит вооружён!» Действительно, если знаешь о чём-то, что тебя может ожидать, значит, можешь подготовиться к этому… И тут знания, как свет, помогают в темноте неизвестности…
Какими путями человек может получить знания?
И. Кант говорил: «Есть два основных пути человеческого познания, а именно: чувственность и рассудок».
В учебниках обществознания об этом говорится то же самое, но немного по-другому. Существует 2 способа познания: эмпирический (чувственный, связанный с восприятием мира через органы чувств) и теоретический (рациональный, связанный с разумом).
Эмпирический способ познания
Кажется, что всё это сложно… Но на самом деле всё просто: если за чем-то наблюдаем или проводим эксперименты — то это чувственный (эмпирический) способ познания мира. Вспомните себя в детстве… Как Вам, благодаря Вашим наблюдениям, открывался мир: мир, где муравей несёт хвоинку, летает божья-коровка, плывут облака на небе, как ведут себя родители, сверстники, другие окружающие люди… Открывался мир, когда вы экспериментировали, разводя землю в воде и получали «кашу-малашу», когда разводили краску в стакане, когда катали тесто вместе с мамой или бабушкой и т.п. С возрастом сфера наблюдений и экспериментов расширяется… А в школе — каждый учитель тоже предлагает понаблюдать за явлениями природы, общества… Но, почему-то не каждый ученик это делает, считая, что это не слишком нужно… А ведь то, что познаётся с помощью чувств и действий — очень хорошо запоминается, потому что в мозгу образуются нейронные связи…
Теоретический способ познания
Теоретический способ познания мира — способ, который предполагает анализ и синтез различной информации. Анализ — это расчленение на составные части, а синтез — это обобщение полученной информации. Например, когда человек читает текст, он понимает, сколько в нём частей, о чём они — он расчленяет текст. А когда надо передать содержание текста — он синтезирует его — обобщает то, что прочёл и понял.
Знания и жизнь
Важно знать, что знания только тогда превращаются в умения и навыки, когда этими знаниями человек пользуется, применяет их в жизни. Ведь знания ради знаний — мало полезны. Сколько ни рассказывай человеку о том, как ездить на машине, он не научится вождению автомобиля! Сколько ни показывай человеку, как нужно писать, он не научится этому, пока не станет писать…
Знания становятся достоверными, когда они проверены практикой, доказаны теоретически. Система таких знаний становится наукой.
Человечество, чтобы передать накопленные знания подрастающему поколению, организует обучение детей в школах. Образование — это благо для человека. Это возможность быстро усвоить то, что уже известно, и на этой основе двигаться дальше, познавать мир, решать проблемы… Ни для кого не секрет — что решать проблемы лучше сообща, в команде единомышленников…
Остаётся только стать любознательным… Полюбить знания… И этими знаниями освещать себе жизненный путь!
Возможно, Вам будет интересно узнать, где можно почерпнуть знания для жизни.